СОРМ, общие сведения


СОРМ (сокр. от Система технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий) —
комплекс технических средств и мер, предназначенных для проведения оперативно-розыскных мероприятий в
сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и радиосвязи (согласно Закону «О связи» и приказу
Министерства связи № 2339 от 9 августа 2000 г.).

Следует различать понятия «СОРМ-1» (систему прослушивания телефонных переговоров, организованную в
1996 году) и «СОРМ-2» (название предложено В. Ионовым - систему протоколирования обращений к сети
Интернет), разработанную рабочей группой представителей Госкомсвязи России, ФСБ России, ЦНИИ Связи
и Главсвязьнадзора под руководством Ю. В. Златкиса и организованную в 2000 году (ПТП, КТКС).

Всем операторам связи в России предъявляются требования согласования плана мероприятий по внедрению
«СОРМ», в противном случае их лицензия может быть аннулирована.

Формальное возникновение "Системы оперативно-розыскных мероприятий" состоялось в середине 80-х
годов прошлого века, когда в одном из НИИ КГБ СССР была закончена разработка ее тактико-технического
обоснования и соответствующих спецификаций. Однако, данному проекту в те годы было не суждено
реализоваться, поскольку началась "Перестройка" и он был отложен до более благоприятных с общественно-
политической точки зрения времён.
Такие времена наступили в начале 90-х годов прошлого века: начался постепенный переход к
реальному построению системы и эксплуатации функций СОРМ, определяемых ее различными спецификациями.
На первом этапе СОРМ была введена в действие на телефонных линиях электросвязи общего пользования.
Для нормативного закрепления данного шага в свет вышло директивное Письмо Министерства связи
Российской Федерации от 11 ноября 1994 года № 252-у "О Порядке внедрения СОРМ на ВСС Российской
Федерации".
Второй этап стал реализовываться в 1998 году. Планировалось установить соответствующие спецификации
СОРМ на стационарном коммутационном оборудовании операторов электросвязи, предоставляющих услуги по
доступу к сети ЭВМ "Интернет". Однако, в связи с несовершенством и закрытостью части нормативных
документов, принятых Министерством связи, которые должны были урегулировать отношения операторов
связи с федеральными органами исполнительной власти, этот этап начался проблематично. В частности,
операторам вменялось в обязанность за свой счет самостоятельно подключать оконечное оборудование
СОРМ к своим технологическим системам, что, во-первых, не соответствовало действующему законодательству,
а, во-вторых, вызвало массу справедливых негодований по поводу нежелания нести непредвиденные
материальные расходы. Ситуация усугубилась еще и тем, что одновременно с этим Государственная
техническая комиссия при Президенте Российской Федерации предъявила свои справедливые, но жесткие
требования к провайдерам о необходимости обучения и сертификации их администраторов информационной
безопасности, опять же за счет провайдеров. Понимая последствия невыполнения предписаний руководящих
документов Госсвязьнадзора России, большая часть провайдеров провела требуемые работы по подключению
к СОРМ.  
В 2000 году начался третий этап. Он был ознаменован выходом в свет Приказа Министерства Российской
Федерации по связи и информатизации от 25 июля 2000 г. № 130 "О порядке внедрения системы технических
средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях телефонной, подвижной и беспроводной
связи и персонального радиовызова общего пользования". Документ зарегистрировали в Министерстве Юстиции
РФ 9 августа 2000 г. № 2339. Однако, операторы электросвязи, наученные горьким опытом, инициировали
проведение независимой правовой экспертизы Приказа. Экспертами были обнаружены многочисленные
несоответствия текста нормативного документа положениям Конституции Российской Федерации и действующему
отечественному законодательству. По итогам экспертизы в Верховный Суд Российской Федерации поступило
соответствующее заявление о признании его незаконным, а, следовательно, недействительным. Решением
Верховного Суда от 25.09.2000 г. № ГКПИ 00-1064 исковое заявление истца было удовлетворено частично.
Документ был направлен на доработку, после которой в соответствии с Приказом Министерства Российской
Федерации по связи и информатизации от 25 октября 2000 г. № 185 вступил в законную силу.
Четвертый этап стал воплощаться в жизнь с 1 января 2006 года, когда вступило в действие
Постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2005 г. № 538 "Об утверждении Правил
взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими
оперативно-разыскную деятельность". Правила определили порядок взаимодействия операторов связи с
уполномоченными государственными органами – ФСБ и МВД России, осуществляющими в соответствии с
Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" оперативно-разыскную деятельность с
использованием средств СОРМ.
Так, руководителем местного ФСБ России на основании заявления оператора связи, поданного не
позднее 60 дней с даты получения им лицензии на оказание услуг связи, определяется соответствующее
подразделение ФСБ России, которое будет осуществлять взаимодействие с оператором связи. Ввод в
эксплуатацию технических средств СОРМ в сети связи оператора связи производится в соответствии с
разработанным этим подразделением ФСБ России совместно с оператором связи планом мероприятий по
внедрению технических средств СОРМ, в котором указывается, в частности, срок ввода ее в эксплуатацию.
План разрабатывается в срок до 3 месяцев с даты подачи оператором связи заявления в орган федеральной
службы безопасности, составляется в 3 экземплярах, из которых 2 экземпляра представляются оператором
связи соответственно в Федеральную службу по надзору в сфере связи и орган федеральной службы
безопасности, 1 экземпляр хранится у оператора связи. При этом при вводе в эксплуатацию новых средств
связи оператора связи, внедрении новых технологических решений, выводе из эксплуатации или модернизации
устаревших средств связи органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи
принимается решение о разработке нового плана по внедрению новых спецификаций СОРМ. Ввод в эксплуатацию
СОРМ осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке
представителями органа федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере
связи и оператора связи.
В соответствии с п. 12 этих правил теперь каждый оператор связи (провайдер услуг Интернет)
обязан своевременно обновлять информацию, содержащуюся в базах данных об абонентах (клиентах) и
оказанных им услугах связи. Указанная информация должна храниться оператором связи в течение 3 лет
и предоставляться органам ФСБ или МВД России путем осуществления круглосуточного удаленного доступа к
базам данных.


Обновлено 02.05.2012 09:09
 
КВАНТ-ИНТЕРКОМ, Powered by Joomla!; Joomla templates by SG web hosting